Штукатурки по старинным рецептам

Дом своими руками

Штукатурные работы, рецепты

Штукатурные работы, рецепты старых мастеров

Производство штукатурных работ, выполняемых мокрым способом, допускается в случаях, предусмотренных проектами возводимых зданий и сооружений.

В настоящей статье приведены сведения о различных, в том числе и специальных, штукатурках: повышенной водостойкости, водонепроницаемых, водоотталкивающих, акустических,декоративных и др.

В зимнее время года штукатурные работы внутри здания можно выполнять при температуре воздуха не ниже 8° С и относительной его влажности не выше 70%. Температуру внутри здания измеряют около наружных стен на высоте 0,5 м от пола.

В холодное время года штукатурные работы на фасадах здания без введения химические добавок можно выполнять при температуре не ниже нуля.

В зависимости от назначения здания или сооружения применяют три вида штукатурок: простую, улучшенную и высококачественную. Высококачественную и улучшенную штукатурки выполняют из трех последовательно наносимых слоев: обрызга, одного или нескольких слоев грунта и накрывки, а простую— из слоя обрызга и одного слоя грунта.

Штукатурку считают качественной при прочном сцеплении ее с отделанной конструкцией, отсутствии трещин, бугорков, раковин, дутиков.

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОД ШТУКАТУРКУ

Прочность и долговечность штукатурки зависят в значительной степени от подготовки основания, которая должна обеспечивать прочное сцепление конструкции со штукатуркой.

Подготовка каменных и бетонных поверхностей

В зависимости от состояния поверхности ее подготавливают различными способами (табл. ниже).

tablica chtukatur

способы подготовки поверхности

Подготовка деревянных поверхностей

Деревянные конструкции под штукатурку выполняют из колотых с расклиниванием досок, расстояние между щелями в которых составляет 5—8 см. Поверхность таких конструкций обивают драночными щитами либо матами, сплетенными из камыша, тростника или прутьев диаметром 8—10 мм. Драночные щиты и маты прибивают гвоздями длиной 30—40 мм.

При подбивке драни гвозди сбивают в вертикальные поверхности через два пересечения в третье; а горизонтальные — через одно пересечение. Камышитовые и другие маты крепят, забивая гвозди через 100 мм один от другого.

Обивку матами (тростниковыми и др.) производят: перегородок непосредственно по каркасу (без обшивки); потолков по балкам, уложенным через 40 см (без подшивки).

Крепление стальных сеток

Подготовку поверхностей с креплением стальных сеток производят при значительном увеличении толщины штукатурного слоя, оштукатуривании мест сопряжения конструктивных элементов здания из различных материалов, заделке борозд, устройстве подвесных потолков и т. п.

Применяют тканые проволочные сетки шириной 1 м, с квадратными ячейками со стороной 8—20 мм. Диаметр проволоки 0,7—3 мм.

На деревянных стенах и потолках сетку прибивают к заранее укрепленным через 30—40 см рейкам толщиной и шириной 25—50 мм скобами или гвоздями через 15 см. На кирпичных и бетонных стенах и перекрытиях сетку подвязывают к стальным стержням диаметром 6—8 мм. приваренным к заранее установленным штырям, крючьям и т. п. Стержни приваривают с образованием ячейки размером не более 40×40 см.

Для обеспечения на потолках слоя штукатурки минимальной толщины, стержни, предварительно вытянутые лебедкой, устанавливают по заранее сделанным растворным маякам.

На столбах и колоннах сетку подвязывают к каркасу, образованному из вертикальных металлических стержней, закрепленных к деревянным планкам или кружальцам (при круглых колоннах), и горизонтальных металлических поясов из стали диаметром 6—8 мм. Металлический каркас должен образовать ячейку размером не более 40X40 см.

На карнизах (фасадах) сетку подвязывают к каркасу, состоящему из фигурных металлических деталей, закрепленных в кладке через 30—40 см, и приваренных к ним продольных стержней из стали диаметром 6—8 мм, уложенных через 20 см с обязательным размещением на всех переломах карниза.

Борозды со скрытыми трубопроводами затягивают сеткой по металлическим скобам диаметром б—8 мм, забитым в швы через 20— 30 см поперек борозды; устанавливаемая сетка должна перекрывать борозду не менее чем на 5 см.

Металлические балки, в том числе прогоны и косоуры, до укладки на место обертывают сеткой с обвязкой по спирали мягкой проволокой. При отсутствии сетки балки обвязывают проволокой диаметром 0,8—1 мм по спирали с шагом витка 3—5 см.

Стыки конструкций нз разнородных материалов (деревянные с каменными, кирпичными или бетонными и т п.) армируют креплением сетки полосой шириной 15—20 см.

При заделке борозд, отделке оконных и дверных откосов, оштукатуривании поверхностей со штукатуркой толщиной более 20 мм взамен сетки применяют плетение из проволоки диаметром 0,8—1 мм с ячейками размером 40×40 мм по забитым гвоздям длиной 100 мм.

Диаметр стальных стержней для колонн, подвесных потолков и фигурных металлических деталей карнизов выбирают в соответствии с расчетом.

Металлическую сетку привязывают к металлическим каркасам на каждом пересечении прутьев мягкой вязальной проволокой диаметром 0,8 мм. Лучшим видом крепления сетки к каркасу следует считать привязывание ее спиральным швом, используя для этого концы проволоки длиной до 2 м. При подвязывании сетку подтягивают вплотную к металлическому каркасу. Стыки сетки на стержне или рейке должны быть прочно связаны проволокой. При стыке между стержнями или рейками кромки сетки укладывают внахлестку шириной не менее 5 см и прочно связывают проволокой.

Первый слой штукатурки по сетке наносят только из густого цементного раствора методом обмазки.

Источник

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен

qwe

Как мы часто пользуемся чем-то и не задумываемся о том, что стоит за этим. Как это появилось на свет? Кто создатель? И как это пережило тех, кто стоял у её истоков, и шагало смелым шагом в будущее? А порой такая информация полна интересных исторических фактов и наполняет сознание и отношение к чему-то новыми ощущениями. Так и с декоративной штукатуркой, работая с этим материалом, я часто слышал о том, что данный материал не претерпел сильных изменений спустя тысячелетия и на этом вся история заканчивалась. Получить, что-то большее, поэтому поводу от собеседников составляло достаточную трудность и заканчивалось упоминанием Древнего Рима. И это меня заинтересовало, заставив попытаться узнать как можно больше из всевозможных источников. А сейчас я хочу поделиться своими новыми знаниями с Вами.

Как ни странно, устоявшееся мнение о Древнем Риме, как о государстве, где произошло зарождение материала – ошибочно, и история сохранила для нас как письменные подтверждения, так и сами образцы работ, которые уходят в более дальние тысячелетия. Кто-то указывает период 5000, кто-то 9000 лет назад, но все соглашаются с тем, что произошло это в Месопотамии (территория Ирака, восточной Сирии, Юго-Восточной Турции, Кувейта, Ирана). Декоративная штукатурка, практически, получила своё развитие одновременно с появление кирпича в строительстве. Так широко используемый в те времена известняк размельчали, нагревали и смешивали с мелом, чтобы сделать штукатурку, которую использовали повсеместно, покрывая ей стены, потолки зданий как снаружи, так и внутри помещений. Конечно, внешний вид первой штукатурки в те времена был очень грубым и далек от возможностей настоящих материалов, но уже тогда штукатурка придавала элемент эстетики помещениям.

Читайте также:  Угри лечение народное рецепты

dekorativnaya shtukaturka skvoz veka ot drevnej mesopotamii i do nashikh vremen

Такие же подтверждения об использовании штукатурки нас отправляют в древнюю Индию и Китай, где применялся материал на основе гипса, который создавал эффект гладкой поверхности грубым кирпичным стенам. Люди экспериментировали с составом (гипс, известь, глина, песок, вулканическая пыль…), добавляли различные натуральные красители (соки, вино, кровь…), обменивались опытом. И тем самым вдохнули жизнь в декоративную штукатурку, которая пошла через границы, от цивилизации к цивилизации. Например, штукатурками были покрыты стены городов Индии. В одном из городов использовалась кровь в качестве пигмента, в результате чего ему дали прозвище «Розовый город».

Оштукатуренные 3000 лет назад стены египетских пирамид раствором из извести и гипса до сих пор радуют туристов и не оставляют историков без исследовательской работы. Фараоны, большие поклонники красоты и монументализма, для которых, для достижения великой цели, длительность строительства вообще не имела значения, и главным было качество, высоко оценили возможности декоративной штукатурки.

Но было и главное отличие в целях использования штукатурки в Египте от более ранних периодов в Месопотамии и других странах, где задача в основном стояла в скрытии грубости кирпича и камня при строительстве. Египет изменил назначение этого материала и перевел его в область декора. Уже в ранних гробницах, стены были покрыты известковой и гипсовой штукатуркой с повсеместным сочетанием пигмента, окраски или декорирования.

Вот такой она дошла до Южной Европы и приобрела свою популярность в Греции и Риме. Греки взяли рецепт от Египтян, и заметно улучшили его. Греческий философ, занимавшийся вопросами конкретных наук (перипатетик, последователь Аристотеля) Теофраст (360 до н.э.) точно описал изготовление штукатурки.

Таким образом, мы и добрались до Римской империи, которая использовала все возможности декоративной штукатурки максимально и добавила в этот арсенал одно из основных и красивых покрытий – «венецианская» штукатурка («stucco veneziano»). Конечно, в те времена данное покрытие имело какое-то другое название и, к сожалению, оно не дошло до нас, а вышеуказанное наименование родилось уже в более поздние времена, о которых чуть позже.

В древнем Риме архитектура и строительство активно использовало мрамор, и он являлся самым распространенным материалом. Благородный камень придавал абсолютно всему величественность и приближенность к богам, что и требовалось для верховных правителей. В процессе обработки камня оставалось достаточно большое количество мраморной пыли и крошки, и в какой-то момент одному из мастеров пришло в голову попробовать добавить её в штукатурку и использовать для выравнивания стен и потолков.

Результат эксперимента был настолько восхитительным, что данный способ моментально разлетелся по всему Риму. Венецианская штукатурка позволяла создавать поверхности идеально гладкими с передачей структуры мрамора, а при использовании её в качестве заполнителя в соединениях камня, после затвердевания материала, придавала всей поверхности эффект целостности конструкции, вызывая ощущение нерукотворности данного творения.

Первое римское упоминание данной декоративной штукатурки, дошедшее до нас, зафиксировано в трудах Марка Витрувия Поллиона. В его трактатах об архитектуре можно найти классический рецепт покрытия (в общих чертах, описание, известковой смеси с добавлением мраморной крошки).

dekorativnaya shtukaturka skvoz veka ot drevnej mesopotamii i do nashikh vremen 2

Насколько позволяют нам проследить сохранившиеся архитектурные ценности Древнего Рима место появления, и путь развития этой штукатурки, есть утвердившееся предположение, что всё началось в Помпеи. Останки разрушенного города с его особняками, общественными сооружениями, наполненные яркими фресками и красочными сценами из мифологии, свидетельствуют о том, что строительство уже не мыслило себя без данного эффектного покрытия. При проведении анализа покрытий, было выяснено, что стены зданий того времени штукатурились тремя слоями смеси, состоящей из песка и извести, в дальнейшем, с нанесением мраморного состава, что и придавало максимальный эффект гладкой и эффектной поверхности. В тот период произошло понимание того, что данный состав в использовании менее трудоемок и дешевле, чем использование натурального камня, кроме этого, значительно облегчает вес архитектурных конструкций.

К сожалению, с затуханием самой римской империи произошел спад в развитии и использования декоративной штукатурки, это обусловлено тем, что на смену Древнего Рима не пришла иная государственность, которая могла бы посоревноваться с ней в величии и помпезности. Также было упущено из виду такое преимущество декоративной штукатурки как практичность и долговечность, которую если бы оценили в своё время по достоинству, смогло бы спасти её от векового забвения.

Последующее упоминание использования данного материала зафиксировано уже только в записях датируемых 1473 годом и являющихся документом о строительстве на одном из островов Венеции. Там достаточно подробно идет речь о подготовке стен с использованием особого известнякового состава, содержащего в себе каменную крошку.

dekorativnaya shtukaturka skvoz veka ot drevnej mesopotamii i do nashikh vremen 5

Этот век и последующий был ознаменован в искусстве и архитектуре эпохой Ренессанса, которая неотъемлемым элементом и материалом, для подчеркивания своих творений, считала изысканно обработанный камень. Таким образом, в историю вошло использование «истрийского» камня, как отделочного материала, который в дальнейшем был заменен на специальный раствор. И это уже было первым признаком оценки штукатурки не только как декора, но и её преимуществ с точки зрения практичности, что было не маловажным фактором для района Венеции, где присутствовало постоянное воздействие воды, как на фундамент, так и повышенная влажность на всё окружающее. В результате использования декоративной штукатурки происходило облегчение всего сооружения, что снижало нагрузку на фундамент, в столь сложных условиях для строительства, а также материал позволял стенам «дышать», что очень важно при повышенной влажности и повсеместном процветании плесени. Венецианская штукатурка обрела возрождение и, усовершенствованные технологии римлян итальянскими профессионалами, стали использоваться значительно чаще в отделке помещений. С этого момента история декоративной штукатурки стала неотъемлемой частью историй изобразительного искусства и архитектуры. Многие великие классики прошлых веков не мыслили своих творений без этого материала. Рафаэль употреблял венецианскую штукатурку при росписи стен и потолков. В замке французского короля Фонтенбло нас восхищают всемирно известные фрески Россо Флорентино и Франческо Приматиче, что можно сказать и о работах Джорджио Вазари и Джулио Романо в храмах и замках Неаполя, Рима и Флоренции, которые были выполнены с использованием венецианской штукатурки.

dekorativnaya shtukaturka skvoz veka ot drevnej mesopotamii i do nashikh vremen 4

Одним из самых влиятельных европейских архитекторов в ту эпоху являлся Андреа Палладио – родоначальник одноименного Палладианского стиля и классицизма в архитектуре с использованием декоративной штукатурки. Его творения заслужили большое уважение среди ценителей, архитектура, совмещающая в себе классические линии эпохи Возрождения, интерьерного планирования, которое не только радует глаз, но и позволяет за счет штукатурки избегать активного воздействия плесени в условиях венецианской влажности.

Читайте также:  Филе горячего копчения рецепт

Самыми известными его работами являются виллы в окрестностях Виченцы и Венеции, в Италии, но и другие, среди которых три великолепных Собора в Венеции: Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе и Санта-Мария делла Салюте.

Палладио, в своё время, посещал Рим с целью изучения архитектурной истории, штудируя с особой тщательностью труды Римского архитектора Витрувия.

И в 1570 году он опубликовал труд под названием “Четыре книги об архитектуре”, что и по сей день считается величайшим вкладом современной архитектурной литературы.

А в 70-е годы 20-го века, благодаря архитектору Карлу Скарпу, самому активному пользователю декоративных покрытий в те времена, популярность декоративной штукатурки достигла своего пика, и практически весь мир узнал о чудесных качествах венецианской штукатурки.

Вот, практически, и вся история, дошедшая до наших времен материала, который скрывается в банках под различными наименованиями и расцветает, преображая помещения при его нанесении мастерами.

Источник

Декоративная штукатурка под старину

Есть вещи и явления, которые не оставляют человека равнодушным. Одним из таких явлений является время. Старинные предметы способны очаровать следами, оставленными на них временем. Потому антиквариат ценится не только искусностью изготовления вещей, но и флёром времени. Если нет старинных стен, всегда можно создать имитацию вуали времени искусственно. Для этого используется штукатурка под старину. Производителями предлагаются специальные составы для создания интерьеров, воссоздающих атмосферу далёкого прошлого. Такой материал применяется в интерьере жилых помещений, кафе, ресторанов, других общественных мест. Фасады домов также могут успешно «состариваться»

shtukaturka pod starinu

Эффекты, достоинства и недостатки

Эффект времени может выражаться через фактуру поверхности или с помощью специальных приёмов окрашивания. Декоративная штукатурка под старину сочетает собою оба этих приёма, ибо в своём составе имеет искусственные латексы, придающие поверхности при высыхании особую шероховатость и имеют свойство становиться светлее в местах большего трения. Микропористая плёнка, образующаяся при высыхании, также защищает поверхность покрытия от высоких температур а также механических повреждений.

К отмечаемым всеми плюсам относятся:

Что касается минусов, то к ним относится прежде всего сложность работы с некоторыми фактурами, например, венецианкой под старину.

Инструмент и подготовка поверхности

Пригодятся следующие инструменты и приспособления:

Под покрытие, имеющее эффект старины, основание под декоративную штукатурку готовится соответственно тому, какой техникой этот эффект будет достигаться. Если смесь будет наноситься слоем 3 мм и структурироваться методом отлипа, то незначительные трещинки или неровности основания финишной картины не испортят. А если старину будет имитировать венецианка, то основание должно быть выровнено и подготовлено особо тщательно. В любом случае, основание должно быть обезжирено, чистое, ровное и сухое. Его покрывают глубоко проникающей грунтовкой, а после – грунтовым составом, в число компонентов которого входит кварцевый песок или мелкозернистая мраморная крошка. Грунтовое покрытие должно быть просушено.

Чем более профессиональный инструмент вы используете тем легче вам будет работать, да и результат будет заметно лучше.

Если используется раствор с эффектом antici, то валиком наносится два слоя грунтовочной краски, причём, колер её лучше брать на два тона светлее, чем будущее финишное покрытие.

tekhnologiya naneseniya shtukaturki pod starinu

Технология нанесения

Эффект старины может быть достигнут применением:

Некоторые считают декоративную штукатурку карта мира так же выполненной под старину. Так как она якобы имитирует отслоившееся за годы покрытие. Но автор статьи имеет противоположное мнение по этому вопросу.

Три техники, которыми, используя декоративную штукатурку, создают эффект старины.

effekt stariny

okrashivaniye shtukaturki pod starinu

Расход и окраска

Кракелюр, полученный слоем акриловой краски, после высыхания покрывают лаком или защитным воском с помощью губки. Если кракелюр получен структурной смесью, его поверхность немного шлифуют наждачкой, после чего пыль сметают щёткой. В завершение отделку покрывают воском.

Структурное покрытие слегка шлифуют, затем с помощью губки покрывают тонированным лаком при помощи кисти либо длинноворсного валика. Избыточный лак удаляется губкой, проводимой по верху выступающего рельефа. Этим верх рельефа осветляется, и получается штукатурка под старину.

Хорошо смотрится окраска с эффектом серебрения или позолоты в классических интерьерах.

Поскольку техники нанесения различны, разным будет и расход составов. При тонком покрытии расход для кракелюра от 100 г/м2. Расход структурной штукатурки для четвёртой техники – до 0.8 кг/м2 (зависит от толщины слоя).

Заключение

Декоративная штукатурка под старину – замечательная финишная отделка, применение которой сделает жильё неповторимым и полным очарования.

Источник

Печной раствор: старые рецепты

Печной раствор «по старинке» готовится, как правило, по проверенному рецепту. И у каждого деревенского печника есть свои рецепты приготовления растворов для печной кладки и отделки каминов. Такие растворы, хоть и считаются устаревшими, очень доступны по цене. А ингредиенты для их приготовления (цемент, глину и песок) можно купить на любой стройбазе.

Автор: Матвиенко Николай Николаевич

Несмотря на существование готовых сухих смесей для кладки и оштукатуривания печи, в деревнях ещё есть печники, которые своими руками делают печные смеси по старым рецептам. Давайте посмотрим, как это происходит.

Традиционные печные растворы

Их можно условно разделить на две группы:

Кладочные растворы по своему составу делятся на:

Кладку кирпича ведут обычно на глиняно-песчаном растворе. Некоторые части кладки – фундамент печи, оголовки труб сверх кровли – кладут на известковом, цементном или смешанном растворе.

Рассмотрим их поближе.

Глиняно-песчаный печной раствор

Приготовление глиняно-песчаного раствора производится либо в корыте, либо миксером. Глину предварительно замачивают на сутки или двое суток. Песок должен быть мелким и чистым; поэтому его следует пред­варительно просеивать.
Соотношение составных частей зависит от степени жирности и влажности глины. Жирная глина требует большего объёма песка. На замачивание глины воды обычно идет не более 1/4 части по объёму глины. Сильно мочить не следует, так как в жидкой глине трудно разбить комки. Окон­чательно требуемую пластичность печник придаёт раствору, добавляя к нему воды и перемешивая мастерком на рабочем месте перед са­мой кладкой.
Во время перемешивания раствора проверяется его качество: достаточно ли добавлено песка и хорошо ли перемешаны состав­ные части.
Жирный, глинистый печной раствор при высыхании, вследствие уменьшения его объёма, растрескивается и выкрашивается из швов. Тощий печной раствор плохо связывает (склеивает) кирпичи и то­же выкрашивается. Поэтому глины в растворе должно быть столько, что­бы она лишь заполнила промежутки между отдельными песчинками, образующими монолит. Такой печной раствор не будет растрески­ваться и усыхать.

Известково-песчаный печной раствор

Для приготовления известкового раствора берут так называе­мое известковое тесто. Если готового известкового теста нет, то берут негашеную известь, называемую «кипелкой», и её гасят в тесто. Для этого известь поливают водой и размешивают. Если извести немного, то гашение производят в ящике для раствора. При большом же количестве вырывают яму в земле и покрывают её дно и стены досками. Такая яма называется творилом. Ког­да «кипелку» поливают водой, она трескается, рассыпается в поро­шок. При этом она сильно увеличивается в объёме, шипит. Вода нагревается. Известь как бы кипит – отсюда и ее название.
По­павшая на кожу известь разъедает её. Поэтому гашение нужно производить осторожно, беречься брызг.

Читайте также:  Фаршированная курица рецепт с фото

Чтобы вся известь хорошо погасилась, тесто следу­ет приготовлять не менее как за неделю до его употребления. В зависимости от жирности извести, в неё прибавляют от 3,5 до 4 объёмов песка. Чтобы узнать, какое количество песка известь может в себя принять, песок прибавляют в неё постепенно, пока раствор не перестанет липнуть к мастерку.
Замешивают известковый печной раствор в ящике. Сначала кладут туда известковое тесто и разводят водой до густоты жидкой сме­таны, тщательно размешивая комки и приливая воду постепенно. Затем всыпают песок и хорошо перемешивают до получения однородной массы.

Цементно-песчаный печной раствор

Для кладки в сырых местах применяется цементный печной раствор. Он в воде твердеет даже лучше, чем на воздухе, почему и называется гидратный. Цемент — очень мелкий порошок серовато-стального или зеленоватого цвета. Он имеет способ­ность очень быстро схватываться после замачивания. Поэтому цементный печной раствор замешивают небольшими порциями, чтобы использовать его в течение часа. Сначала цемент тщательно перемешивают с нужным количеством сухого песка и уже после этого постепенно прибавляют воду. Обычно берут на 1 часть цемента от 3 до 7 частей песка, в зависимости от назначения раствора.
Цементный раствор даёт более прочную кладку, чем известковый.

Смешанный печной раствор

Для улучшения качества известкового раствора к нему иногда прибавляют цемент. Такой раствор называют смешанным или сложным. Соотношение объёмов цемента, известкового теста и песка в сме­шанном растворе бывает различное. Например, берут 1:1:6, то есть 1 объём цемента, 1 объём известкового теста и 6 объёмов песка, или 1:11/2:8 и так далее.

Традиционная кладка печи

Давайте посмотрим, какие смеси для каких частей печи традиционно используют печники в деревнях.

От фундамента до первого ряда зольника применяют цементный печной раствор, либо известковый. В пропорции 1:4 либо 1:6. Иногда смешанный.

Далее – до топки кирпич кладут на глиняно-песчаный раствор. Топка футеруется кирпичом на ребро на мертели.

Мертель – огнеупорная смесь для кладки в тех областях печи, где температура достигает 600-750 градусов.

Кладку корпуса печи ведут на глиняно-песчаном растворе до оголовка трубы. От уровня крыши, на улице кладка ведется на цементнопесчанном, или смешанном растворе.

Оштукатуривание печи

Самый распространенный и наименее трудоёмкий способ декоративной отделки – оштукатуривание.

Недостаток данного способа декоративной отделки печи – необходимость в постоянном уходе за штукатуркой. Оштукатуренную печь нужно часто белить, так как штукатурка достаточно легко трескается и осыпается. Наиболее же нагреваемые части печи изменяют окраску и желтеют уже через несколько недель с начала её эксплуатации.

Внимание! Оштукатуривание печи производят только после того, как она полностью высохнет.

Перед оштукатуриванием с лицевой поверхности печи удаляют излишки глины. Неровности кирпичной кладки затирают сухим кирпичом. Швы расчищают и углубляют на глубину не менее 5-10 мм. После этого печь обтягивают и закрепляют пластичной металлической (нержавеющей) сеткой или ячеистой и тонкой стекловатой. Это предохранит штукатурку от растрескивания при воздействии высоких температур. Сетку или стеклоткань закрепляют мелкими саморезами длиной не более 40 мм. Саморезы закрепляют или в кирпичи, или в кладочные швы.

Можно достиг­нуть весьма прочного соединения штукатурки с печью, заклады­вая в горизонтальные швы, ещё во время кладки, концы проволоки. При нанесении штукатурки она крепко будет привязана этой проволокой к стенкам печи.

Первый слой штукатурки толщиной 2-3 мм наносят на влажную горячую поверхность печи. Как только штукатурка схватится, печь сразу же покрывают вторым слоем более густого раствора штукатурки. Затем третьим, четвёртым и так далее. Пока толщина штукатурки не достигнет 7-10 мм. Последний слой хорошенько разравнивают. Как только раствор немного схватится, штукатурку затирают кругообразными движениями по часовой стрелке деревянной тёркой или шерстяной варежкой, смоченной в жидком растворе.

Растворы для оштукатуривания

В качестве раствора для оштукатуривания печи используют различные рецепты:

В качестве пластичного, армирующего свойства штукатурки применяют мелкий асбест. Картон асбестовый сначала замачивают водой. Он становится рыхлым. Его измельчают и перемешивают в пасту, которую добавляют в раствор штукатурки. То же самое можно сделать и с другими термоматериалами: вермикулитом, базальтом, силикатом кальция.

Прочнее, дешевле и красивей вместо штукатур­ки применять шлифовку (затирку) кирпичной поверхности печи. Для этого неровности на печной поверхности заполняются то­щим глинянопесчаным раствором (просто тряпкой). А затем печь шлифует­ся куском сухого кирпича. При этом выступающие неровности клад­ки стираются, а впадины и швы остаются заполненными раство­ром и делаются совершенно незаметными. После этого печь мо­жет быть побелена или окрашена клеевой краской.

Готовые растворы для печей

Сегодня печники используют в своей работе специальные современные сухие кладочные смеси заводского изготовления. А также мертели, пасты, мастики, клеи, термостойкие силиконы, готовые пастообразные супсензии. При использовании этих материалов можно добиться толщины швов в топливнике от 1 до 3 мм. Надо помнить, что эти пасты и сухие смеси быстро теряют свои свойства на открытом воздухе. Поэтому их надо открывать и замешивать непосредственно перед укладкой кирпича.

Для штукатурки печей и каминов используются также готовые печные штукатурные смеси. Расфасованные в мешки, эти смеси отвечают всем требованиям по пластичности, армированию и термоустойчивости. Двух мешков по 25 кг хватает на оштукатуривание целой печи (до 8 кв. м).

Для облицовки печей плиткой и керамогранитом используют специальные пасты. Нужно помнить, что многие из них применимы только в помещениях с постоянной положительной температурой. При замораживании дома и падении температуры ниже нуля эти пасты теряют свою клеящую способность, и облицовка растрескивается.

Термические герметики, клеи и силиконы используют для закрытия швов между металлическими изделиями: в местах примыкания на кровле металлического дымохода, для герметизация швов в духовых и коптильных шкафах.

Конечно, проще, надёжнее и дешевле воспользоваться готовой смесью, чем полагаться на «дедовские» рецепты. Но на всякий случай каждому будет полезно знать, как приготовить печной раствор своими руками. Вдруг пригодится.

Комментарий

Печник Евгений Иванов, город Кварцитный

У меня дедушка печник был… Вот ещё он производил сам вручную глино-песчаную смесь. Сначала глину замачивали в бочке или ёмкости, похожей на ванну, где-то примерно на неделю. Потом расталкивали ступой тщательно до определённой жирности. Должна была получится подобие сметаны. Считалось хорошая глина это красная. Потом её смешивали с песком. Песок тоже выбирался средней или крупной зернистости примерно фракция от 1 до 3 мм.
Потом мы покупали сухую перемороженную глину, разводили её в воде и размешивали миксером, получившуюся массу размешивали с песком. Сейчас в наши дни уже продают готовую глинопесчаную смесь, которую можно легко развести с водой и размешать 25-килограммовый мешок за 5 минут, я засекал. Я использую и нынешнюю, и прошлую технологии изготовления смеси. Нынешняя, конечно, проще и быстрей в изготовлении. Ну а прошлая… тоже есть плюсы, ведь некоторые печи по 100 лет стоят.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Библиотека о здоровье
Adblock
detector